Золотухина Екатерина Михайловна
СамоанализЯ, Золотухина Екатерина Михайловна воспитатель МБДОУ «Подгорнского детского сада «Берёзка» с. Подгорного Чаинского района. Образование высшее, закончила «Томский государственный педагогический университет» г. Томска в 2021 году по специальности «Педагогическое образование». В ноябре 2021 года прошла профессиональную переподготовку в ООО «Инфоурок» по программе «Воспитание детей дошкольного возраста» на ведение профессиональной деятельности в сфере дошкольного образования. Мой педагогический стаж сравнительно не большой. Всего 3 года и 8 месяцев назад я переступила порог дошкольного учреждения и буквально с первого дня поняла, что я попала в свою стихию. Это дом, где я расту и делаю первые шаги в роли воспитателя. Здесь я поняла, что дети – наше будущее, и относиться к ним надо с большой любовью и уважением, только тогда возможен позитивный результат в их воспитании и развитии. Современные изменения российского образования определили переход от учебно-дисциплинарной модели обучения и воспитания к личностно-ориентированной модели с опорой на исследования традиционных и новаторских методик обучения и воспитания. Это требует от воспитателя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение воспитателем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежитсамоанализ профессиональной деятельности. В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными правовыми документами: 1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 3. Конвенцией ООН о правах ребёнка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. 4. Инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2020 г., 5. Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Подгорнский детский сад «Берёзка». 6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Рабочей программой воспитания МБДОУ «Подгорнский детский сад «Берёза». 8. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Цель моей педагогической деятельности – гармоничное развитие личности каждого ребёнка с учётом его возраста. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в нашем детском саду условий, в своей практической деятельности использую следующие современные образовательные технологии, которые эффективно применяю в совместной деятельности с детьми, а также с семьями воспитанников: - здоровьесберегающие технологии; - личностно-ориентированные технологии; - игровые технологии; - информационно-коммуникативные технологии; - технологии предметно-развивающей среды; - технология «метод проектов»; - технология исследовательской деятельности. Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей работе является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят мне здоровьесберегающие технологии. Каждое утро в детском саду начинается с зарядки, в тёплый период зарядка проводится на свежем воздухе, что даёт бодрый заряд на весь день. В течение дня соблюдаются режимные моменты, физ.минутки, гимнастика для глаз, для пальцев рук, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, релаксация, прогулки, подвижные игры. Для развития мелкой моторики рук применяю в своей работе Су-Джок терапию, с использованием компьютерных технологий («Сказка про ёжика»). Всё это способствует закаливанию детского организма и снижению заболеваемости. На основе здоровьесберегающих технологий разработала консультации для родителей: «Формирование правильной осанки», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольника», «Гимнастика после сна», «Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка». Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным являются личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Я стараюсь быть партнёром детей во всех видах деятельности. Способ общения – это понимание, признание и принятие личности ребёнка. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу. Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль. Стараюсь поддерживать детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий. Предоставляю возможность детям выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), откликаюсь по возможности на любую просьбу ребёнка в совместной деятельности. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. Также использую игровые технологии. Основной вид деятельности дошкольника – игра. В процессе игры ребёнок познаёт мир, накапливает личный опыт. Игра – это образ жизни ребёнка. Проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребёнка в образовательный процесс, где я выступаю в роли партнёра и помощника. Для социального развития ребёнка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссёрские, строительные, игры-драматизации, словесные и т.д., которые включаю в ежедневный план работы. Во время игры у детей более успешно идёт развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе. С целью изучения динамики достижения воспитанников по всем направления развития, провожу диагностику 2 раза в год. На основании полученных результатов в начале учебного года проектирую образовательную деятельность с детьми, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В конце учебного года проводим итоговую диагностику, после чего проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. В целях обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, я выстраиваю педагогический процесс на основе диагностики достижений детей, и в результате ее анализа, выстраиваю перспективу работы с каждым ребенком. В процессе диагностики использую метод наблюдения, беседы, тестовые задания, доступные возрасту детей. При анализе диагностических карт детей делаю выводы о проблемах в освоении детьми разделов программы. Полученные результаты использую при планировании дальнейшей деятельности. Всю педагогическую деятельность строю в соответствии с психолого-физиологическими особенностями каждого ребенка, что позволяет мне осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрывать их творческий потенциал. В 2019 году я набрала детей в группу раннего пребывания (от 1,5 до 2 лет). Основные направления работы с детьми и родителями были определены по результатам первичной диагностики. Таким образом, 19% детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Период адаптации длился примерно 7 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое быстро нормализовалось.75% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2х до 3х недель. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, подбодрив его, переключала внимание на игрушки.6% детей с усложненной степенью адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто и долго плакали. Соблюдение режимных моментов вызывало сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, иногда не спали, капризничали. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходил успешно. Дети чувствовали себя раскованно, легко шли на контакт друг с другом и взрослыми, отмечался хороший аппетит и дневной сон, легко расставались с родителями – все это показатели успешной адаптации. Этому способствовала предметно-пространственная среда, приём детей по графику, гибкий режим посещения в первые дни, доброжелательная обстановка в группе.
Из представленной таблицы, видно, что на конец учебного года дети 1младшей группы достигли в педагогическом процессе неплохих результатов. Определила задачи на новый учебный год: · Создание условий для комфортного пребывания детей в группе, эмоционально – психологического климата, доброжелательного отношение к детям, построенного на партнёрских отношениях взрослого и ребёнка; · Создание предметно – развивающего пространства, стимулирующего социальную, коммуникативную, игровую, творческую, экспериментально – познавательную инициативу; · Осуществление личностно – ориентированного взаимодействия; · Использование разнообразных методов и приёмов, направленных на активизацию детской деятельности (игровой, познавательно – речевой, трудовой); · Использование в работе с детьми инновационных технологий; · Тесное сотрудничество с родителями.
Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце 2021 – 2022 учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем образовательным областям. В основном показатели выполнения программы находятся в пределах среднего уровня и выше среднего уровней. Уменьшился процент воспитанников, нуждающихся в коррекционной работе. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы воспитателя благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга. Таким образом, образовательная деятельность в группе реализуется на достаточном уровне. Очевиден положительный результат проделанной работы, знания детей прочные. Дошкольники второй младшей группы способны применять их в повседневной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует требованиям ФГОС ДО, обеспечивает реализацию ведущего вида деятельности – игры, гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. В построении развивающей предметно-пространственной среды я опиралась на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Организованная предметно-пространственная среда в группе носит развивающий характер, она разнообразная, трансформируемая, полифункциональная и содержательно-насыщенная. В соответствии с возрастом детей, их индивидуальными потребностями организованы игровые зоны. Имеется обучающий и развивающий материал: дидактические игры, макеты,кукольные театры, костюмы, маски, сюжетные игрушки (куклы, машины). Организованы уголки с крупной мебелью для сюжетно-ролевых игр. В группе имеется выбор строительных наборов, мелких игрушек, детских музыкальных инструментов. Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В Центре сюжетно - ролевой игры используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые. Для формирования у детей интереса и любви к художественной литературе в группе оформлен книжный уголок, содержание литературы в котором постоянно меняется в соответствии с темой недели и содержанием программы. В Центре познавательного развития присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала. Важным составляющим уголка природы является календарь природы. В нем отражаются помимо даты, дня недели и месяца температура воздуха и состояние погоды. Также центр познавательного развития включает в себя уголок экспериментальной деятельности. Эта зона представлена многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы), а также широким перечнем необходимых материалов для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, пинцеты, воронки, колбы, мерные стаканчики, лейки. Центр строительно-конструктивных игр – включает в себя различные виды конструкторов и строительный материал. Строительный материал используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в свободной деятельности детей. Центр математики имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры типа Палочек Кюизенера, «Разрезного квадрата» Никитина, Логических блоков Дьенеша, кубики «Сложи узор». В специально оборудованном Центре художественно-эстетического развития каждый ребёнок может попробовать свои силы в изобразительной деятельности. Разнообразные материалы: различные виды бумаги и картона, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, трафареты, восковые мелки, пластилин, шаблоны не оставляют равнодушным ни одного ребёнка, а также способствует развитию первых изобразительных умений. Для развития творчества детей в самостоятельной работе мы подбираем различные картинки, рисунки схем с изображением поделок и последовательностью изготовления работ, игрушек. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей творческой изобразительной деятельности, продолжить овладение умением работать по образцу. В Центр художественно-эстетического развития так же входит музыкально-театральный уголок, который у нас представлен широким ассортиментом видов театра (кукольный, настольный, бибабо, пальчиковый). Различные маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. На полке размещены детские музыкальные инструменты: (погремушки, бубны, дудки, губная гармошка, барабан). В Центр нравственно-патриотического воспитания у нас помещена государственная символика России (герб, флаг), герб родного села, карты России. В центре имеются: фотографии с достопримечательностями Томской области и Чаинского района, портрет президента, книги«Земля Сибирская», «Пословицы, поговорки». Для того, чтобы дети большую часть времени проводили в движении, мы оборудовали физкультурно-оздоровительный центр, где находится необходимый для детей спортивный инвентарь, как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов, всё необходимое для закаливания и гигиены: мячи разного диаметра, массажные дорожки, мешочки с крупами для ходьбы по ним босиком, массажные варежки. Физкультурное оборудование направлено на развитие ловкости, меткости, глазомера, силовых качеств. В центре так же размещены игры и пособия по приобщению дошкольников к навыкам здорового образа жизни («Полезные и вредные продукты», «Организм человека», «Режим дня», «Полезные привычки») Центр Развитие речи в нашей группе представлен различными играми, оборудованием для речевого развития. Там находятся различные дидактические игры по речевому развитию, различные виды образно-символического материала: наборы картин, серии иллюстраций для установления последовательности событий и составления рассказов, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки. Также в нашей группе оформлен Центр дежурства.Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный, там же находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства. Центр Безопасности включает в себя картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр по ПДД, ОБЖ, универсальные переносные игровые макеты (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте), а также различное оборудование для игр и наглядный материал. Информационный центр для родителей традиционно включает в себя папки-передвижки, различные консультации для родителей, выставку детских работ. Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Таким образом, я считаю, что развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе, создаёт условия для взаимодействия и сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие. Ежедневно я поддерживаю доброжелательную психологическую атмосферу в группе, создаю благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Стараюсь установить контакт с каждым ребёнком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес к посещению детьми детского сада. Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. Вся моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, которая устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, овладению детьми ключевыми компонентами в условиях детского сада. Основной формой работы в группе для меня является совместная деятельность с детьми, основанная на диалоге и игровых приёмах, где мы с детьми являемся равноправными партнёрами по общению. В группе стараюсь создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, где каждый ребёнок выбирает себе занятие по интересам. Основываясь на важнейшем дидактическом принципе развивающего обучения, внедряю в практику разнообразные формы организации детской деятельности, осуществляю их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса: опыты и эксперименты, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, тематические экскурсии. При отборе содержания образовательной деятельности учитываю психологические особенности детей, состояния их здоровья, использую модель личностно – ориентированного взаимодействия с детьми. В целях повышения безопасности, для предотвращения несчастных случаев мною разработаны конспекты бесед и занятий с детьми: «Правила поведения на зимней прогулке», «Правила поведения в лесу» и другие. Проводя такие беседы и занятия, использую наглядные материалы и презентации. В общении с детьми применяю личностно-ориентированную модель взаимодействия. Не забываю, что оценивать нужно не самого ребенка, а его поступок. Решая спорную конфликтную ситуацию между детьми, учитываю мнение каждого ребенка, терпеливо объясняю свое мнение. Таким образом, дети учатся самостоятельно решать конфликты между собой, усваивают нормы нравственности, принятые в обществе. В своей педагогической практике продолжаю работать над воспитанием культурного поведения у детей. Обращаю внимание на вежливое обращение детей к взрослым и сверстникам, умение высказывать свои просьбы, внимательно выслушивать обращение, отвечать на вопросы, иметь всегда опрятный вид. Для этого использую художественное слово, личный пример, как образец этического и эстетического поведения в обществе, игровые и проблемные ситуации. Реализация задач образования детей нашего детского сада требует тесного взаимодействия с родителями воспитанников, что обуславливает необходимость конструирования открытого педагогического процесса. В этом направлении ведется систематическая и целенаправленная работа. Взаимодействие с семьёй строю по принципу активного вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада, формирование у них представлений об основных целях и задачах воспитания детей. В работе с ними использую наряду с традиционными формами работы и новые интерактивные формы сотрудничества, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. В работе с родителями сочетаю коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Проводимые мною собрания, индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, тематические выставки в приемной в сочетании с практическими заданиями и рекомендациями медицинского работника, беседами и консультациями специалистов помогают родителям овладевать педагогическими знаниями, быть грамотными в воспитании детей. В процессе индивидуальной работы с родителями провожу консультации и беседы, по предупреждению родителей о необходимости создания безопасных условий для пребывания детей дома и на улице, в лесу, на даче. В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии, так как они позволяют: - сделать подбор иллюстративного материала к занятиям и оформления стендов группы; - подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; - обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов; - создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Учитывая в своей работе тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, используя инновационные технологии, я создала мультимедийные презентации, разработала ряд дидактических игр и упражнений, таких как: «Какой герой сказки лишний?», «Бабушка - загадушка», «Я начну, а ты закончи», «Подбери по смыслу», «Назови ласково» Благодаря информационно-коммуникативным технологиям, обмениваюсь на форумах опытом с воспитателями других детских садов, участвую в конкурсах, представляю свой опыт на сайтах: в региональном фестивале – конкурсе ТОИПКРО, создала свою страничку на сайте МААМ.RUhttps://www.maam.ru/users/2135419 Так же мною проводится работа по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности «Робототехника», эта программа направлена на развитие познавательной и исследовательской деятельности, конструктивно-технических способностей детей. Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Цель Программы– познакомить детей с LEGO-технологией как формой развития полноценной личности через игру, развитие познавательной и исследовательской деятельности, конструктивно-технических способностей в условиях реализации ФГОС ДО. В качестве обучающей среды на занятиях используется конструктор LEGOEducationWeDo 9585 (ресурсный набор).На основе мониторинга, проводимого в течение года в форме наблюдений можно сделать следующие выводы: у детей сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, они умеют выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. Также усовершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Сформировываются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Дети, овладевая робото-конструированием, проявляют инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO WeDo, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.Применение конструкторов LEGO в детском саду позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. В целях повышения квалификации постоянно занимаюсь самообразованием. Тема, над которой работаю на данный момент «Дидактические игры как средство формирования основных математических представлений у дошкольников». Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной т радостной. Мои дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно и раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое главное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребенок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы. Очень рада, что большинство детей легко прошли период адаптации и с удовольствием утром бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу. 10 февраля 2024 в 21:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.